Является ли Украина Европой?
Геополитические процессы последних двух десятилетий - распад Варшавского пакта и прекращения противостояния Центральной и Западной Европы, поэтапное расширение Североатлантического альянса, трансформации Европейского сообщества в Европейский Союз и его расширение, неоднозначные события в пределах самих ЕС и НАТО ...
Наконец, длительные безуспешные (хотя в основном чисто словесные) попытки Украины интегрироваться в европейское пространство актуализувалы фундаментальные вопросы: "что такое Европа?", "Что значит быть европейцем?", "Где начинается Европа и где она заканчивается?"
Вопрос этот не только академические. Они имеют вполне практическое значение, когда, к примеру, евроструктуры вынуждены рассматривать проблему вступления в ЕС Турции.
Действительно, можно ли считать Турцию европейской страной, а если ни (почему нет, кстати?), То с какой стати столько времени ей не отказывают прямо в членстви в европейском клубе?
Очевидно, не так остро, но все же возникает аналогичное вопрос по Украине. Однако, по отличии от Турции, здесь нет альтернативы: если не Европа, значит, Азия. Но если Украина не Европа, то к Азии она также не принадлежит. А как быть с Молдовой? Чем она хуже по Румынию?
Поэтому волей-неволей, а мыслителям и политикам Евросоюза, в случае изъятия части государств из числа даже потенциальных претендентов на членство в ЕС, придется создавать концепцию двух Европ: первого и второго сорта, собственно Европы и не совсем Европы, недо-Европы или "почти Европы".
Легче это проблема решается на чисто географическом уровне. Например, менее 10 процентов территории Турции расположено в Европе. Относительно Украины, то вся ее территория принадлежит географические Европе, да более, на Закарпатье, на Рахивщини еще во времена Австро-Венгрии было определено географический центр Европы.
Однако не все здесь так просто. Или признал бы кто почти полностью мусульманской Албании и наполовину мусульманскую Боснию европейскими странами, если бы они географически не были в Европе?
Итак, натыкаемся на целый комплекс проблем. Чисто географически, Украина, вне всякого сомнения, является даже не восточный, а Центральной Европой. А как с точки зрения политики, экономики, культуры, ментальности?
Если не становиться на путь помешанной до уровня фальсификации фактов, но модной сегодня политкоректности, то можно утверждать, что Европа - это некий культурный регион, который имеет общие черты ментальности, общие основные ценности, связанной язани с такой мощной духовной силой как христианство.
Поэтому покойного Римский Папа Иван Павел ии имел основания добиваться, чтобы в текст Европейской Конституции были записаны слова о уникальную роль христианства в европейское истории и культуре.
К сожалению, из противодействие Франции этого сделано не было, хотя нельзя отрицать, что до последнего времени, до последних десятилетий европейская сознание рассматривала и переживала Европу как прежде мир христианства, видя именно в нем главную отличие от других культурных регионов мира.
и даже атеисты, вроде Маркса и Энгельса, мыслили в категориях христианства, ставя коммунизм на место Земли Обитованои, партию - на место Церкви, а себя - на место пророкив истины.
По мнению Томаса Манна (книги которого жгли нацисты и, вполне вероятно, вслед за ними сегодняшний начнут курить фанатики политкоректности), без христианства вообще невозможна западная культура, оно придает ей глубину и перспективу, помогает сохранять внутреннюю форму и моральный закон, определяющий ее гуманистично- демократический, а следовательно и социально-политический характер.
Ведь демократия, за Томасом Манном, как раз и является "политическим аспектом западноевропейского христианства. Как выражался нимецький классик: "Чтобы там не говорили - христианство - это цвет иудаизма, - является одним из двух столбов, на которых стоит западная цивилизация, а второй - античный Средиземноморья.
В этом аспекте Украина, стала христианской еще в Х веке, если не раньше, абсолютно европейской страной, тем более, что и украинское население не сомневается в своей европейское идентичности.
Зато, по данным авторитетной российской социологической структуры "Левада-центр", подавляющее большинство граждан Российской Федерации не считает и не ощущаю себя европейцами. Следовательно, под этим углом зрения, сейчас именно восточные границы Украины в политическом, культурном и ментальном отношении одновременно границами Европы.
Однако, пример России показывает, что христианство является очень важным фактором принадлежности к европейскому культурному миру, но не единственным и не исчерпывающим (ведь и Ефиопия издавна - христианское государство.
Есть еще один принципиально важный фактор европейськости: огромная роль права в жизни европейцев, начиная с античности до наших дней. Европейская цивилизация строится на основе права, верховенство которого во всех сферах европейского бытия ни у кого не вызывает сомнений.
Даже в сутки европейского Средневековье законы, определенные правила игры постоянно вели наступление на феодальную произвол.
Юридизм мышления является одной из важнейших черт европейского менталитет. В этом смысле европейци очень существенно отличаются от "совкив" на постсоветском пространстве. Для европейцев соблюдение закона является нормой, а нарушение аномалии, для бывших граждан СССР - наоборот.
Меж "совками", прежде всего высокими, очень распространена засада: "Если нельзя, но очень хочется, значит, можно. Преданность закону считается тупым бюрократизмом, болезненной формалистичнистю.
Если у европейцев не вызывает сомнения принцип, что все должны играть по совместными и обязательными для всех правилам, то в новых независимых государствах на обломках СССР предпочитают играть с правилами, а не по правилам, приспосабливая закон к собственным потребностям.
Но и здесь есть отличие между советским мышлением и европейским тоталитаризмом. Достаточно лишь вспомнить тезис испанского диктатора Франко: "Друзьям все, врагам - закон". В СССР и на просторах СНГ она бы звучала, пожалуй, так: "Друзьям все, враги - вне закона".
Правила не могут изменяться во время игры, так тогда они теряют смысл. Представьте себе, что во время футбольного матча игрокам (причем только одной команды!) Позволили играть руками.
А в Украине такие вещи происходят постоянно. Когда в 2004 году украинский народ пошел на президентские выборы, он выбирал себе главу государства с определенным набором полномочий, а получил президента с другими, значительно уменьшенными полномочиями результате интриг в Верховной Раде.
А сегодня, выбрав президента с более узким кругом прав, имеем попытку существенно расширить круг его конституционных полномочий, причем делается это теми же политическими силами, и 2004 года.
Есть современная эпоха для Украины началась с глобального политического мошенничества, на фоне которой говорить о правовом государстве вообще не приходится.
Подавляющее большинство украинцев не верит в правосудие, не верит в честность власти, не доверяет его заявлениям о борьбе с коррупцией, ведь настоящая борьба с коррупцией должна начаться с привлечения к ответственности высших работников Кабмина, депутатов, политиков, банкиров, олигархов и т.д.
В Украине идет постоянный борьба между различными политическими группировками за право назначить "своего" генерального прокурора, "своего" председателя Верховного Суда и "своего" министра юстиции.
Это очень напоминает борьбу феодалов в середньовичний Европе за инвеституру, то есть за то, кому будет принадлежать право назначать епископов - Римским панам или конкретным ... нет, не пацанам, а европейским королям ...
Конечно, когда речь идет о "своего" прокурора, судью или министра, подразумевают, что он будет служить не Закону, а "своим", тем, кто добился для него настоящей должности и обезвредил конкурентов.
Украина еще и до сих пор не осуществила настоящей судебной реформы, благодаря чему не существует независимого суда (украинские суды очень зависимые от власти, больше всего от власти денег), не соблюдаются конституционной нормы равенства всех граждан перед Законом (в Украине де-факто сохраняется советская норма номенклатурного неписаного права: чем выше должность, тем меньше ответственность.
В этом смысле Украина еще не имеет действительно правового государства, будучи антиподом современной (и даже 200-летней давности) Европы.
Другими словами, еще древнеримская формула: Duro Lex - sed Lex - "Закон суров, но это - Закон" в украинском обществе, а больше всего на украинском влади, еще не победила и не стала нормой публичного жизни.
Свободное отношение к законам, невыполнение и игнорирования их распространено на всю административную лестницу государства, от села к столице, не говоря уже о склонность неединичных законодавцив создавать юридические нормы исключительно в собственных эгоистических интересах.
Таким образом, социально-правовая сфера Украины еще несет на себе несмываемое клеймо азийсько-коммунистического прошлого.
Имеем определенный парадокс: если украинский народ в переважний большинства по своему менталитет и культурой является европейским, таким, что стремится к европейским ценностей, инстинктивно понимая, что они будут работать на общее благо, то этого отнюдь нельзя сказать о политическую верхушку, о панивний класс Украины.
Он принципиально не хочет быть равным перед законом с "посполитыми", который в лице даже своих якобы демократически настроенных представителей после Майдана стремился жить по "понятиям", по специфическими юридическими нормами для "своих", для узкого круга.
Теперь - тем более. Элита готова выполнять только те законы, которые ее устраивают и не ограничивают ее бизнесових и властных апетитив, претендуя на "либерум вето" времен королевский Польше.
Вследствие этого нынешняя ситуация, несмотря временную консолидации власти в одних руках, напоминает в Украине ту, о которой польские магнаты и шляхта говорили: "Дело Посполитая беспорядками держится".
Известно, чем это закончилось для польского государства, хотя там тоже были определенные периоды относительного консолидации, но принципы оставались неизменным.
Сегодня именно политический, культурный и моральный уровень элиты Украины (что очень напоминает панивний класс какой далеко не наиболее передовой азийськои страны) является главным препятствием на пути евроинтеграционных развития Украины.
Ведь несмотря на ее миллиарда, каким чудом зароблени в бедные стране, сама эта верхушки глубоко "совковой", ужасно далекой от европейских традиций и идеалов.
Безусловно виддаючы должное исторической и культурной европейськости Украины, нельзя забывать, что она является обществом постколониальним, посттоталитарним и постгеноцидным.
Эти огромные национальные травмы требуют длительного лечения, где основное придется сделать самим украинского.
Однако процесс выздоровления и возвращения к своей изначальной европейской идентичности будет гораздо успешнее для Украины при условии понимания и помощи со стороны объединенной Европы, которой не стоит демонстративно и пренебрежительного дистанциюватися от украинских проблем, ведь без Украины Европа не является, и никогда не будет совершенной и полноценного.
