Цивилизованный выход из зоны политических репрессий?
По демократическим нормам, политические преследования является грубым нарушением прав человека и требуют от гражданского общества и средств массовой информации адекватных действий. О том, как объединить усилия не согласных с решениями нынешней власти в Украине и грамотно доносить ее представителям свою позицию, шла речь во время круглого стола Украинского Хельсинского союза по правам человека (УКГСПЛ) и Харьковской правозащитной группы (ХПГ).
Рост числа случаев нарушений прав и свобод человека и, по выводам Харьковской правовой группы, переход органов государственной власти к прямым политическим преследованиям, побудили украинских правозащитников определиться с категориями преследований. Вот какое определение было предложено.
Преследования. Может осуществляться в правовой форме, когда против личности возбуждают уголовное дело или обвиняют в совершении административного правонарушения, или лицо становится объектом исков в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства. Также может осуществляться за пределами права, и тогда оно считается вполне незаконным. Это запугивание во время «профилактических» бесед, нелегальные действия правоохранительных органов (слежка, обыски) и т.д.
Политическое преследование. Преследование имеет политический характер, если действия государственных органов и их должностных и служебных лиц вызваны:
а) соображениями общественно-политического характера,
б) действиями преследуемой лица по защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Политический заключенный. Любой заключенный, в уголовном преследовании которого выдающуюся роль играют политические мотивы власти. При этом нет преступления; значимая часть лишь наличие политического интереса власти в результате возбуждения уголовного дела.
По словам юристов ХПГ, политическая мотивация в судопроизводстве влечет процессуальные и материальные нарушения против обвиняемых. Среди них - фальсификация в обвинении, необоснованно жесткие меры, произвол в выборе доказательств, игнорирование очевидных фактов и другие, такое отношение - как просто шоколадные фонтаны купить.
Представители ХПГ привели факты политического преследования, остановившись на резонансных делах 2010-го и нынешнего года и подчеркнув тенденцию роста давления на политиков, общественных деятелей и активистов.
Озвучили и истории «теракта» в Запорожье и ареста представителей организации «Тризуб» по отпиливанию головы памятнику Иосифу Сталину. Разместив в интернете видео акции, активисты этой организации привлекли к себе внимание милиции. Позже памятник взорвали неизвестные, и милиция начала аресты представителей «Тризуба». И не только: милиция начала интересоваться журналистами, в частности теми, кто там родился, но в течение 15 лет живет в другом городе. Как сообщил господин Захаров, часть задержанных СБУ уже отпустила, хотя в целом о своих действиях и остальных задержанных не информирует.
Народный депутат Олесь Доний (фракция «Наша Украина - Народная Самооборона») обратил внимание присутствующих на то, что со стороны ультраправых организаций участились случаи провокаций. Он предположил, что среди их членов могут быть люди, которые умышленно дают повод представителям милиции и власти принимать более жесткие меры по отношению к общественным активистам и участникм мирных собраний.
Адвокат Наталья Петрова выступила против выборочного применения силы и предостерегла политиков от двойных стандартов. Сравнив опыт резонансных процессов против политиков Европы и Украины, госпожа Петрова назвала состояние таких дел в нашей стране следствием постколониальности государства: «Нет хорошо развитых медиа, которые бы искали, «хватали» и вытаскивали преступников на свет. Одновременно имеем очень слабую, зависимую правовую систему. Так, представители власти реагируют на сообщения СМИ. А еще они реагируют, когда получают команду на чье-то преследование».
Комментируя санкции властей против участников предпринимательского Майдана, в частности, нарушение киевской милицией уголовного дела «по факту преднамеренного повреждения имущества во время установки палаток», господин Захаров отметил, что СМИ мало освещали такие события. «Кроме «Украинской правды» и бюро Сознательно мало журналистов обнаружили здесь инициативу», - отметил сопредседатель ХПГ. По мнению других участников дискуссии, мало сотрудничали с медиа и сами организаторы протестов против принятия Налогового кодекса.
Во время круглого стола речь шла также о делах против участников протестных мероприятий в Харькове (20 мая - 2 июня), Львове (админнаказания председателя совета координаторов «Стражи закона» Алексея Веренцова) и другие. В Украине могут возбудить дело против участника акции протеста, по чьей вине была оторвана ручка из дверей здания госучреждения, говорят правозащитники.
Присутствовавшая на дискуссии общественная активистка и блогерка Елена Белозерская рассказала о подробностях ее обыска и конфискации компьютеров и фотоаппаратов. Перерывом на кофе она воспользовалась, чтобы немного вздремнуть после вчерашнего пребывания в милиции. Вопросы правоохранителей касались оперативности, с которой госпожа Белозерская разместила видеоролик о поджоге офиса Партии регионов на сайте, основанном ею и Алексеем Ярославцевым, информагентства «Рядом с вами». Елена уверена: этот обыск, вызовы Тимошенко в Генпрокуратуру, заключения Луценко и преследования тризубовцев - звенья одной цепочки. «Власть нарушает права человека, и эти нарушения стали системными. При прошлой власти это тоже было, но теперь пытаются заткнуть рот всем политически активным, кто способен возглавить или принять участие в акциях протеста. И если законодатели будут выбирать, кого защищать, это ослабит позиции и правозащитников и общественных активистов, и СМИ. Сейчас надо защищать всех, в отношении кого хотя бы чуточку нарушаются права человека. Даже коммунистов, черт бы их побрал», - убеждена Елена Белозерская.
После обмена мнениями о политических преследованиях правозащитники перешли к обсуждению организационных вопросов. В частности, речь шла о насущной необходимости совместной информационной площадки.
Подводя итоги, сопредседатель ХПГ Евгений Захаров отметил: «Необходимо работать вместе, чтобы остановить волну политических преследований, что по определению собравшихся, является несомненным. Для этого требуется взаимное информирование, хорошие коммуникации, которых особенно недостает, и совместные действия в защиту. Эти действия должны быть как правовыми, так и другими законными действиями, которые связаны с общественной активностью - мирными собраниями, общими заявлениями и т.д.».
Наталья Петрова сказала, что не верит в коллективную защиту любого, когда речь идет об уголовном деле. Присутствующим представителям общественных объединений она посоветовала не давать формальных оснований для возбуждений уголовных дел. Также медиаюрист обратилась к представителям СМИ и блоггерам, напомнив, что во время проведения обысков многое зависит от них самих: «Не надо отдавать свое имущество без санкции на обыск, предоставленной судьей в рамках конкретного дела, возбужденного по конкретным фактом и с конкретным номером. В противном случае не открывайте дверь».
Дополняя тезисы присутствующих о противодействии несправедливым преследованиям, госпожа Петрова напомнила, что до сих пор ни одного шага не сделано для реформирования изменения процедурных кодексов уголовно-процессуальной системы. Также она отметила: «Правовая деятельность - это просветительская деятельность. И отдельные завизированые профессорами и докторами заявления являются просто ничтожными с правовой точки зрения. Неужели вы думаете, что власть такая же неграмотная, как некоторые правозащитные движения? Профессиональному нажиму нужно противостоять абсолютно профессионально».
